ouroboros

ПРОСТО ПЕРЕСТАТЬ ЖЕЧЬ ТРАВУ!

Общественная Кампания по борьбе с палами травы и природными пожарами

О КАМПАНИИ

 

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

 

Скачать Материалы
Фото и видео для создания социальной рекламы
Форумы, Контакты
Источники информации
Отчеты. Помочь кампании
Линия под заголовком

Рекомендации к использованию материалов Общественной

Информационной Кампании "Просто перестать жечь траву!”

 

Уже много лет проблема природных пожаров является одной из острейших экологических, экономических и социальных проблем России. Пожарные катастрофы и “дымные” недели от торфяных и лесных пожаров в разных регионах страны стали повторяться практически ежегодно. Особенно сильные пожары случались в года с экстремально жарким и сухим летним периодом, какими были года 1901, 1938, 1972, 2002 и 2010. Сокращение интервала между годами с подобными климатическими аномалиями, которое можно объяснить климатическими изменениями, говорит о том, что годы с экстремально высоким риском масштабных пожарных катастроф могут происходить теперь все чаще.

Ведомство МЧС и специалисты лесной отрасли заявляют, что более 90% лесных, торфяных и других типов природных пожаров вызываются весенними травяными палами - массовым повсеместным выжиганием прошлогодней сухой травы. На остальное приходятся другие виды неосторожного обращения с огнем – оставление непогашенных кострищ и тлеющих окурков в сухой траве, неправильное сжигание мусора на садовых участках. Естественные причины возникновения пожаров крайне редки, практически все пожары вызываются неразумными действиями человека.

Разрастанию природных пожаров до катастрофических способствует несколько причин. Это миллионы гектар осушенных в XX веке и заброшенных торфяников, в которых легко начинаются долгие и сложно ликвидируемые торфяные пожары (основной удар осушения болот пришелся на европейское Нечерноземье России, в меньшей степени пострадали долина Амура, побережье Байкала и Забайкалье, ряд союзных республик). Это недостатки в организации службы лесной охраны. Это уменьшение населения деревень и упадок сельского хозяйства. Однако травяные палы и другое неосторожное обращение с огнем являются главной и прямой причиной пожарных катастроф, поскольку они начинают пожары, которые невозможно быстро потушить.

Вследствие массовых палов травы очаги горения вспыхивают одновременно в разных местах и на столь огромных территориях, что сил пожарных бригад не хватает, чтобы справиться со всеми возникающими пожарами, они выходят из-под контроля и перерастают в катастрофические.

Чтобы прекратить ежегодные пожарные катастрофы - необходимо просто прекратить палы травы. Необходимо выполнять простые правила пожарной безопасности на природе и садовом участке и научить этим правилам детей.

Несмотря на многолетний характер проблемы катастрофических природных пожаров, вызываемых травяными палами, в стране до сих пор не проводилось целенаправленной просветительской работы с населением, убеждающей прекратить выжигания травы.

Общественная кампания “Просто перестать жечь траву”, запущенная в марте 2016 г., имеет цель изменить эту ситуацию и начать комплексную просветительскую работу с населением по теме борьбы с травяными палами и природными пожарами. Помимо этого ее задача – пропагандировать общие правила безопасного обращения с огнем на природных территориях и алгоритма необходимых действий при встрече с природным пожаром. Вся кампания строится на принципе краудсорсинга и она будет тем эффективней в борьбе с травяными палами и природными пожарами, чем больше активных людей будет принимать в ней участие.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАМПАНИИ:

Достаточный объем знаний, необходимый для проведения просветительской работы с населением по целям кампании, изложен в информационном обзоре, подготовленном участниками кампании. Обзор разделен на две части. Первая часть посвящена агитации против палов травы и комплексному освещению проблемы катастрофических природных пожаров в стране. Вторая часть описывает простые способы тушения природных пожаров и технике сохранения себя в безопасности.

Полный Информационный обзор (а также его краткий конспект, который может быть более удобным для использования) размещен на сайте кампании. Его можно скачать целиком с этой страницы сайта кампании: перейти.

Или прочесть прямо на сайте кампании, где он проиллюстрирован фотографиями и учебными видео роликами:

  • Часть I. Проблема природных пожаров в России: причины, последствия и способы решения: перейти.

  • Часть II. Простые способы тушения слабых травяных, торфяных и лесных пожаров и техника безопасности на таких работах: перейти.

 

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ КАМПАНИИ

Целевая аудитория кампании - всё население страны – люди всех возрастов и социальных групп. Начальным возрастом можно считать 5-6 лет, так как именно с этого возраста нужно начинать учить пожарной безопасности на природе и дома, любви к своему краю и ответственности за свои действия. Кампания касается абсолютно всех, поскольку бороться с природными пожарами – это общенародное дело. И помочь тут может каждый.

 

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ В БОРЬБЕ С ПРИРОДНЫМИ ПОЖАРАМИ?

  • Пообещать - никогда не поджигать траву! И выполнять это обещание.

  • Распечатать Листовку кампании и распространять ее в своем регионе как можно шире. Особенно ценно передавать ее в школы, церкви и региональные администрации. В листовке есть всё самое важное о проблеме палов и целях кампании, а также дана ссылка на сайт кампании с размещенными информационными материалами.

  • Информировать о запрете любых палов сухой травы (бесконтрольных и контролируемых), введенным в стране Постановлением Правительства РФ № 1213 с ноября 2015 года на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, а также ряде других категорий земель. Напоминать, что нарушителям грозит административное взыскание (штраф). В случае возникновения пожара от проведенного травяного пала и нанесения им ущерба природе, строениям или имуществу, нарушение может квалифицироваться как уголовное преступление и наказываться лишением свободы.

  • Участвовать в работе добровольных лесных или степных пожарных вашего региона. Подробнее о Движении добровольных пожарных можно узнать здесь

  • Разрабатывать на основе Информационного обзора и других материалов кампании, просветительские и агитационные материалы, нацеленные на узкие группы населения (учебные видео ролики, социальная реклама, репортажи и статьи в СМИ и др.) подробнее .

  • Проводить занятия и беседы с населением, передавая материал, освещенный в "Целях Кампании". Для чего использовать Информационный обзор (как основной материал), и показ просветительских фильмов о палах, природных пожарах и пожарных добровольцах. Все материалы размещены на сайте кампании: Фильмы, Информационный обзор (скачать).

  • Для взрослого населения эти занятия могут быть проведены в формате краткой беседы только о ключевых положениях кампании (агитация прекращения травяных палов, просьб контролировать территорию и тушить слабые пожары самостоятельно, используя простые способы тушения). Или как полная лекция, которой может быть прочтение текста “Информационного обзора” или его конспекта, дополненное просмотром предложенных фильмов.

  • Предложить в ближайших к вам школах или, если есть возможность, во всех школах вашего региона (посёлка, городского квартала, города и т.п.) провести урок Травяные палы и природные пожары для школьников средних и старших классов по подготовленной нами методической разработке. Для этого обратиться в дирекцию школы или к педагогу, сказать несколько слов о проблеме травяных палов и пожаров и дать ссылку на методическую разработку этого урока, размещенную на педагогическом портале “Современный учительский портал” или же дать ссылку на страницу сайта кампании, в которой дается полное описание этой методической разработки: перейти.

Распространение методической разработки школьного урока “Травяные палы и природные пожары” по школам и организация проведения по ней уроков – является главной задачей кампании на ближайший период. Ниже мы приводим наши рекомендации относительно проведения этого урока.

 

Методические рекомендации для учителей и администраций школ по проведению урока "Травяные палы и природные пожары".

Особая роль в кампании "Просто перестать жечь траву!” возлагается на детей школьного возраста и их педагогов. Через школы мы предлагаем вводить “месяц агитации против палов травы” – традиционным событием начала весны во всех регионах страны, в котором будет участвовать не только в школьники, но и взрослое население.

Для этого мы предлагаем провести занятие по подготовленной нами методической разработке школьного урока “Травяные палы и природные пожары”. Урок рассчитан на учащихся средних и старших классов средней общеобразовательной школе. Разработка размещена на педагогическом портале “Современный учительский портал”, где ее можно скачать, а также выложена на сайта кампании: перейти.

Цели предлагаемого занятия - познакомить школьников с проблемой палов травы и природных пожаров в России, а также ее спецификой в их регионе проживания.

На занятии ставится задача обучить ребят правилам обращения с огнем на природной территории (безопасное разведение и тушение костров, сжигание мусора на садовом участке) и необходимому алгоритму действий при встрече с природным пожаром и травяным палом. В условиях массового проведения травяных палов и следуемых за ними природных пожаров, эти знания необходимы каждому человеку. Они помогут сохранить жизнь, а также уберечь природные территории и населенные пункты от новых пожаров.

Помимо этого цель занятия воодушевить ребят на личный вклад в борьбу с природными пожарами в форме проведения бесед с другими людьми о необходимости прекращения весенних выжиганий травы и о других связанных с пожарами вопросов. Для этого в качестве домашнего задания школьникам предлагается рассказать об услышанном на уроке дома (родителям и другим родственниками, соседям, знакомым, друзьям). Рассказ желательно дополнять просмотром впечатляющих фильмов по теме палов травы, природных пожаров и работе пожарных, ссылки на которые представлены в разработке и сайте кампании. Таким образом, полученные знания будут лучше усвоены (рассказывая другим, дети лучше запомнят материал) и, что крайне важно, сама информация о вреде палов травы будет проникать во взрослый контингент населения.

Выполнение этого домашнего задания является важным элементом просветительской работы с населением для предотвращения пожаров и обучения людей основным правилам пожарной безопасности. Чтобы повысить мотивацию детей к выполнению этого ответственного поручения, мы предлагаем оформить его в виде конкурса с наградами победителей.

Личное участие в просветительской работе для прекращения травяных палов и осознание важности этой работы для предотвращения пожарных катастроф позволит сформировать в детях активное отношение к проблемам своего региона и развить в них чувство ответственности за его будущее.

На занятии детям даются знания по следующим вопросам:

  • Что такое природные пожары?

  • Почему сильные лесные, торфяные и другие природные пожары происходят каждый год в России и многих других странах мира?

  • Что такое палы травы и как они связаны с природными пожарами?

  • Как мы можем защитить нашу природу и нас самих от пожаров?

Занятие проводится в форме сочетания рассказа учителя и интерактивных бесед педагога с детьми, в которые вовлекаются все ученики класса. Используются элементы учебной игры, метода мозгового штурма и практической игровой тренировки.

Занятие составлено из двух разнесенных во времени уроков, каждый из которых рекомендуется проводить одновременно во всех классах школы или в течении одной недели во всей школе. Каждый из этих уроков лучше сделать сдвоенным (по 80 мин). Дата проведения первого урока – примерно за 15-20 дней до начала сезона палов в вашем регионе, второго урока – через 2 или 3 недели после первого. Обычно сезон палов начинается сразу после схода снега (конец марта - апрель), но в южных регионах это уже начало марта. Если период палов в вашем регионе наступил или уже прошел, мы рекомендуем всё равно провести это занятие, только период между первым и вторым уроком можно сократить до 1-2 недель. Но на следующий год постараться провести его в рекомендованный нами период.

Такой график проведения уроков выбран для того, чтобы сформировать ежегодную традицию “месяца агитации против палов травы” во время которого убеждать людей не проводить выжиганий травы, вовлекать их самих в борьбу с палами травы и обучать алгоритму поведения при встрече с природным пожаром. Мы надеемся, что, если этой традиции получится закрепиться, то, постепенно, это позволит уменьшать число людей, устраивающих поджоги травы и увеличивать число людей, борющихся с травяными палами и пожарами. Постепенно такая работа может полностью прекратить весеннюю традицию выжиганий травы или хотя бы уменьшить число палов до того масштаба, при котором сил имеющихся пожарных будет хватать на быстрое тушение возникающих пожаров. Когда этого получится добиться, сильные природные пожары должны прекратиться.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ – состоит из лекции учителя и интерактивных бесед с детьми. В дополнение рекомендуется просмотр нескольких видеоматериалов по теме палов травы, пожаров, работы пожарных и пожарных добровольцев. Ссылки на рекомендуемые фильмы даны на сайта кампании (перейти). Каждый фильм снабжен кратким поясняющим комментарием, который можно использовать на уроке.

В конспекте урока (файл мет. разработки ПАЛЫ И ПОЖАРЫ. КОНСПЕКТ УРОКА.doc) для каждого видеоматериала приведены ссылки его размещения в сети Youtube. Для просмотра ролика в классе лучше всего заранее скачать ролик из Youtube и запускать его на компьютере через Windows Media Payer или иной видео проигрыватель. Рекомендации по отношению к фильмам следующие:

  • Методический фильм об опасности выжигания сухой травы, 2015, МЧС Республики Беларусь (3 мин) , (перейти в Youtube ).

Этот фильм короткий, он легко войдет в урок. Он подготовлен МЧС республики Беларусь, но всё сказанное там точно так же подходит для условий России. К сожалению, собственного методического фильма о вреде травяных палов и о безопасном выжигании мусора на участке в России пока не создано.

  • Фильм “Россия в огне. Пожар национального значения”, 2010 г. (47 мин). (перейти в Youtube).

Фильм рассказывает о страшных лесных пожарах лета 2010 года в Европейской части России, - их причинах, масштабах и последствиях. Учитель может показать его выборочно или организовать просмотр всего фильма после уроков. При просмотре фильма важно сказать, что прямой причиной начала пожаров лета 2010 года – были палы травы, т. е. намеренное сжигание сухой прошлогодней травы населением. Вероятно, многие погорельцы и были этими поджигателями (жгут траву в основном деревенские жители). Поэтому, скорее всего, многие люди пострадали тогда по собственной вине. Остальные причины, освещенные в фильме, – являлись косвенными, то есть это были причины не возникновения пожаров, а причины их разрастания до катастрофических масштабов.

Это документальный фильм, показывающий работу добровольных лесных пожарных отряда Гринпис России. Этот отряд имеет уже многолетнюю историю эффективной работы. Отряд тушит пожары в наиболее сложных ситуациях, в том числе для защиты наиболее ценных (заповедных) природных территорий. Они сотрудничают с МЧС разных регионов, с которыми вместе разрабатывают схемы борьбы с тем или иным пожаром. Они привлекают внимание СМИ и населения к проблеме палов и пожаров. Помимо этого они обучают волонтеров со всей страны технологии тушения пожаров, помогая этим развитию движения пожарных добровольцев в России.

Фильм погружает зрителя в атмосферу работы этих людей. Он вдохновляет на участие в работе добровольных пожарных, поэтому его просмотром хорошо закончить занятие, посвященное борьбе с палами травы и возникающими от них природными пожарами. Как отмечается в конспекте урока, просмотр фильма желательно организовать на втором уроке после подведения итогов конкурса (выполненного домашнего задания).

При нехватке времени на уроках, большие фильмы можно рекомендовать просмотреть дома по данным в распечатках (файл мет. разработки РЕЗЮМЕ УРОКА ДЛЯ ДЗ.doc) ссылкам на сайт кампании “Просто перестать жечь траву”, где все фильмы выложены для просмотра. В случае отсутствия Интернета у большинства учащихся, учитель может организовать просмотр фильмов в классе или актовом зале школы после уроков в удобное время.

В конце урока учитель раздает детям распечатанный краткий план-конспект урока (файл мет. разработки РЕЗЮМЕ УРОКА ДЛЯ ДЗ.doc) и даёт домашнее задание - провести, опираясь на материал конспекта, урок-беседу по теме палов травы и природных пожаров, подобное только что услышанному им в классе, для других людей - родителей и других родственников, друзей семьи, соседей, знакомых. Пояснить, что при выполнении домашнего задания важно организовать просмотр и упомянутых выше фильмов.

Учитель должен объяснить детям, что их роль в выполнении этой работы – очень важна, что они не просто выполняют домашнее задание, а серьезно помогают справиться с этой общей страшной бедой. Эти слова повысят мотивацию детей к выполнению задания.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ – проводится через 2-3 недели после первого занятия. Цель этого перерыва – дать ребятам достаточно времени для проведения уроков-бесед по теме палов травы и природных пожаров со взрослыми.

Во второе занятие ребята собираются в классе и рассказывают, какое число уроков за это время удалось провести. Ребят, которые провели больше бесед – нужно наградить почетным грамотами и (если есть возможность) призами.

Эту часть хорошо оформить в виде конкурса, лучше всего – сделав это общешкольным событием, с награждением победителей в классе и победителей по школе. Способ организации и допустимые расходы на награды каждая школа решает самостоятельно, исходя из своих возможностей.

Важный организационный момент выполнения домашнего задания – как именно школьники должны доказывать факт проведения уроков-бесед с другими людьми. Это важно продумать, чтобы избежать несерьезного отношения к заданию как у детей, так и у взрослых. Этим доказательством может служить личная авторизация (подпись или имя), а также мнение об услышанном прослушавшего урок человека. Можно сделать такое условие конкурса: каждый человек, прослушавший урок (будь то взрослый или ребенок), должен расписаться (подпись или\и имя) и написать на бланке (распечатка файла мет. разработки Форма для авторизации.doc) или тетрадке свои мысли об услышанном, а также его намерение относительно проведения травяных палов. Будет хорошо, если это будет роспись в обещании не проводить палы травы, высказанное намерение участвовать в кампании по борьбе с палами травы и вести просветительскую работу в своем кругу знакомств. При подведении итогов выполнения домашнего задания можно зачитать лучшие такие подписи.

* * *

Предлагаемое занятие проводится в форме сочетания лекции учителя и интерактивных бесед с детьми, в которые вовлекаются все ученики класса. Используются элементы учебной игры, метода мозгового штурма и практической игровой тренировки.

Интерактивные элементы (беседы, игры, вопросы к размышлению и совместный поиск ответов) крайне важны на этом занятии. Если всю информацию произносить только в виде лекции, дети будут слабо мотивированны к обучению и плохо усвоят материал.

Занятие может быть организовано и иначе с повышением роли учеников при проведении урока. Например, учитель может раздать нескольким ученикам конспект урока (РЕЗЮМЕ УРОКА ДЛЯ ДЗ.doc ) заранее и дать задание подготовить сообщения по выбранным им темам. Использование такого формата для части материала может быть лучше для учащихся в старших классов.

При любой форме занятия на нем обязательно должно прозвучать: как самому не стать причиной природного пожара (т. е. правила безопасного обращения с огнем на природной территории) и как правильно себя вести, если встретил природный пожар или проводимый пал травы. Эти вещи дети должны проговорить и хорошо усвоить. С этим связана их будущая безопасность при попадании в такую ситуацию и правильное реагирование для предотвращения сильных пожаров.

Участие в кампании детей школьного возраста очень важно по следующим причинам. Дети ценят доверие к ним серьезной важной работы. При этом, эта часть населения наиболее способна к принятию новых взглядов и знаний, к отказу от “шаблонов” поведения и обычаев (чем и является пал травы в большинстве случаев). В то же время, они наиболее близки ко взрослой части общества - своим родителям, дедушкам и бабушкам и другим родственникам, которые входят в группу риска потенциальных поджигателей. Часто своих детей люди охотнее послушают, чем призывы из телевидения и листовок, этот “учитель” отныне будет рядом с поджигателем – и сможет провести такое “занятие” и остановить поджог не только в рамках выполнения задания по уроку, но и всё время позже. Очень важно говорить детям об их высокой и важной роли в этой кампании .

Такая форма занятия, помимо решения острой проблемы ежегодных природных пожаров, будет направлена на формирование в детях чувства ответственности и любви к своей стране и судьбе родного края, его природе и населению. Передаваться это будет не только красивыми словами, но и прямым вовлечением детей в настоящую работу и помощь своему краю в беде. Таким образом, эти важные качества будут закрепляться в детях глубоко, и воздействовать не просто как услышанная ими информация, а как полученный жизненный опыт.

 

Друзья!

Эффективность работы с населением в рамках целей кампании (прекращение палов травы, привлечение людей к активным действиям по защиты своей местности от пожаров) будет повышаться при использовании просветительских материалов, ориентированных под узкие группы населения. Различие в подготовке таких материалов зависит от возраста, географии проживания и социальной принадлежности целевой аудитории. Например, для школьников, студентов университетов, сельских жителей Якутии и дачников Подмосковья – просветительские материалы должны быть немного разными.

Цель информационного обзора и других материалов кампании – осветить комплексно проблему природных пожаров и способы ее решения, чтобы создать этим возможность быстрой разработки эффективных просветительских материалов, ориентированных на различные целевые аудитории.

Если вы подготовите просветительские материалы для узких целевых аудиторий – присылайте их нам, они будут размещены на сайте кампании для всеобщего использования.

Вся кампания строится на принципе краудсорсинга, она будет тем эффективней в борьбе с палами травыи природными пожарами, чем больше активных людей будет принимать в ней участие.

 

Email для связи: antifirecamp@gmail.com

Скачать “Рекомендации”: download (PDF)